1. Профессиональная подготовка
  2. Пресс-центр
  3. Новости
  4. Ребенок и результат оценочной процедуры: от проблемы к формированию практик развития

Ребенок и результат оценочной процедуры: от проблемы к формированию практик развития

Март 5, 2024 Просмотров: 233

28 и 29 февраля сотрудники ВИРО им. Н.Ф. Бунакова посетили воронежскую школу №101. Специалисты провели несколько встреч с учениками 6,7,8 и 11 классов, на которых обсудили процедуру проведения ВПР-2024. Встречи были посвящены разъяснениям значения процедуры и работе с собственными результатами.

Идея эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, насколько дети могут заинтересоваться работой по интерпретации собственных результатов и планировать деятельность по их улучшению.

Эксперимент дал положительные результаты, что открывает самые широкие возможности для выстраивания системы работы с результатами оценочных процедур в общеобразовательных организациях.

Необходимость провести беседу возникла исходя из большого интереса общественности к данной оценочной процедуре, а также исходя из высокого психоэмоционального напряжения школьников перед написанием всероссийской проверочной работы. Причинами такого напряжения школьники назвали страх разочаровать близких, провалить предстоящие экзамены и получить плохую оценку, которая скажется на их успеваемости. Все это является следствием того, что родители и обучающиеся не в полной мере владеют информацией о самой процедуре, сроках проведения, а также не знакомы с образцами контрольно-измерительных материалов. У школьников отсутствует понимание того, как можно работать, и можно ли вообще работать с образовательным результатом. Все это приводит к нарастанию напряженности, тревожности у детей и их родителей.


Всероссийские проверочные работы, вопреки сформировавшемуся в широких кругах мнению, являются диагностической процедурой, которая в первую очередь направлена на выявление пробелов в освоении предмета. На федеральном уровне всероссийская проверочная работа не имеет такого высокого статуса, каким ее наделяет часть образовательных учреждений. ВПР не направлена на выставление оценки за полученные знания. Именно поэтому правильное отношение к процедуре ВПР и грамотная интерпретация полученных результатов предоставляет самые широкие возможности для повышения образовательного результата каждого ребенка.

Сотрудники ВИРО им. Н.Ф. Бунакова предложили новую концепцию работы с персональными результатами оценочной процедуры. Ранее школьники узнавали результат своей проверочной работы только со слов педагога. Теперь же детям будут предлагать доступные материалы для дальнейшей работы со своим результатом. Также школьники могут увидеть результат своей работы на специальной диаграмме, чтобы лучше понять, какие именно задания вызвали у них трудности.

«Для анализа результата осуществляется выгрузка данных из системы, и в разрезе каждого задания ребенок видит свою успешность. Это может сделать любой учитель, потому что доступ к системе имеется на уровне образовательной организации. Данные в системе обезличены, поэтому только учитель может соотнести учетные записи с фамилией ребенка, и персонализировано, не освещая этот результат другим детям, выдать ребенку его персональный результат», — рассказывает о работе с системой Татьяна Кривцова, проректор - директор центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследования ВИРО им. Н. Ф. Бунакова.

Обладая этой информацией, дети самостоятельно смогут заполнять свои пробелы в знаниях, обращаясь к электронным источникам, учебной литературе, и, конечно, к самим учителям.

«Ученик может сам улучшить свой результат. Первый шаг в улучшении детского результата – проработка базового дефицита. Анализируя профили учеников разных классов по разным предметам, мы увидели, что достаточно внушительный сегмент связан именно с недоосвоением базового уровня образовательной программы. Именно эти задания базового уровня должны быть проработаны в первую очередь. Чтобы скорректировать результат, нужно понимать, какие именно сложности у тебя есть, осознать и выделить проблему. Нужно подумать, какими ресурсами ты располагаешь. Какие ресурсы есть в школе? Какие вопросы ты можешь проработать дома? Необходимо обратиться к взрослому, имея сформированный запрос, понимая, какой элемент вызывает трудности – это половина успеха в преодолении этой проблемы», — дает совет Татьяна Кривцова.


В ходе диалога своим опытом поделились несколько учеников из школьного актива МБОУ «СОШ № 101». Школьники при незначительной помощи специалистов анализировали результаты ВПР по предметам и планировали деятельность, направленную на повышение качества освоения программного материала. С помощью диаграммы они показали, что зачастую вопросы связаны друг с другом и незнание определенного материала может сказаться на нескольких заданиях сразу. Также дети поделились полезными методиками для успешного написания ВПР и дальнейших экзаменов. Выпускники посоветовали младшим школьникам сразу искать непонятную информацию в книгах и электронных источниках, не стесняться задавать вопросы учителю, а также как можно дольше оставаться на экзаменах, т.к. хорошие методы решения могут прийти в самую последнюю минуту.

«Это не настолько тяжелое испытание. Можно воспринимать его как очередную проверочную работу, можно воспринимать как диагностическую работу. Главное – в любом случае не впадать в панику, не думать, что от результатов этой работы зависит ваша жизнь. Это просто проверка ваших знаний, которую вы устраиваете сами себе», — делится с младшеклассниками Владимир, ученик 11 класса МБОУ «СОШ № 101».

Обучающиеся задали интересующие их вопросы специалистам ВИРО им. Ф.Н. Бунакова, а также выслушали доклады старшеклассников. Самое важное достижение этой беседы заключается в том, что дети пересмотрели свое отношение к оценочной процедуре. Они поняли принцип работы со своими результатами и их использования для собственного развития. Диалог позволил наметить перспективы, связанные с формированием в общеобразовательных организациях системы работы с индивидуальными результатами детей.