История

Воронежский институт развития образования Воронежской области (ВИРО)

После победы Октябрьской революции 1917 г. значительным этапом в создании государственной системы повышения квалификации учителей стал III Всероссийский съезд Союза работников просвещения, который проходил в 1921 г. На нем был обобщен опыт за 1917-1921 г. и предложено объединить все формы повышения квалификации в «стройную систему коллективной педагогической работы с постоянно действующими ответственными организациями в центре и на местах».

В начале 1923 г. в Воронеже была создана и со 2 апреля приступила к работе научно-методическая комиссия, которая решала вопросы «учебно-программного и методического характера, повышения квалификации работников просвещения». По сути дела, она явилась предтечей современной системы повышения квалификации педагогов. Большое внимание уделялось переподготовке учителей, которая делилась на общепедагогическую и политическую. Формы переподготовки были самые разные и зависели от ситуации на местах. Это курсы, съезды, конференции, экскурсии, кружки, практикумы, чтения с последующими собеседованиями. Открывшиеся в некоторых уездах педагогические библиотеки и музеи служили методическими центрами.

8 марта 1929 г. вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей», в котором было отмечено неудовлетворительное выполнение директив по подготовке преподавателей, определены меры по улучшению работы, в том числе и материальные.

Сразу после появления этого документа в Воронеже при педфаке ВГУ было открыто Центрально-Черноземное областное отделение московского Института повышения квалификации педагогов (ЦЧО отделение ИПКП) с тремя факультетами: основной, специальный и внешкольный.

К концу 1930-х гг. в Воронежской области не только сформировалась система повышения квалификации учителей (курсы, методические объединения, педагогические лаборатории и др.), но и находилась обширная группа профессиональных методистов, работающих в нужном направлении. Фундаментом этой системы стал институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО), который был создан в 1931 г. на базе ЦЧО отделения ИПКП. До 1934 г. он назывался ЦЧО ИПККНО, а после выделения из состава ЦЧО Воронежской области – ВИПККНО.

В 1938 г. Наркомпросом РСФСР были утверждены «Положение о методической работе в школе», «Положение о кустовом методическом объединении учителей», «Положение о районном методическом кабинете», а также «Положение о местных институтах усовершенствования учителей». В соответствии с ними, приказом облоно №475 от 2 декабря 1938 г. на базе ИПККНО и методического кабинета облоно был создан Воронежский институт усовершенствования учителей (ИУУ). В начале июля 1942 г. ИУУ был эвакуирован в г. Борисоглебск, где продолжал работу по оказанию методической помощи школам. В марте 1943 г. институт вернулся в г. Воронеж и сразу приступил к решению главной задачи – методическому и практическому содействию школам, находившимся в оккупированных районах. В последующие десятилетия коллектив ИУУ направлял свои усилия на творческое освоение и внедрение передового опыта, массовый поиск нового, методическую и практическую помощь педагогам в совершенствовании учебного процесса. 1 октября 1987 г. в институте открылась первая кафедра – кафедра общественных наук. Возглавил её профессор Б.Я. Табачников.

В начале 1990-х гг. возможности традиционной образовательной системы оказались практически исчерпанными. Необходимо было наметить пути к новой школе. Педагогам, которым предстояло работать в ней, нужно было приобрести более высокую профессиональную квалификацию. Это предъявляло новые требования к деятельности института по качеству экспериментально-исследовательской работы и курсовой подготовки учителей. В связи с этим институт получил новый статус и новое название. Постановлением главы администрации Воронежской области от 8 октября 1992 г. на базе Воронежского ИУУ был создан Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКРО).

В связи с новыми задачами, поставленными перед системой повышения квалификации педагогических работников, организацией современного методического сопровождения управленческой деятельности в образовании 5 февраля 2015 г. на базе ВОИПКРО было создано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Воронежской области «Институт развития образования» (ВИРО).

В 2018г. институту присвоено имя выдающегося русского педагога Н.Ф.Бунакова, который более 30 лет жил и работал в Воронеже и воронежском уезде.

Руководители ВИРО (1929 – настоящее время)

Центрально-Черноземное областное отделение института повышения квалификации педагогов (1929-1931).

- руководитель – директор ВГУ Павел Флегонтович Сапожников.

Институт повышения квалификации кадров народного образования (1931 – 1938).

- директор Семен Ладыженский (1931 – 1935);
- директор Анатолий Богданов (1935 – 1939).

Институт усовершенствования учителей (1939-1992).

- директор Людмила Григорьевна Тафинцева (1939 – 1947);
- директор Виктор Кириллович Чернышов (1947 – 1952);
- директор Александра Ивановна Прокофьева (1952 – 1958);
- директор Павел Феофанович Чубурин (1958 – 1976);
- директор Юрий Петрович Болтышев (1976 – 1979);
- директор Виктор Григорьевич Косых (1979 – 1985);
- директор к.п.н. Федор Семенович Олейник (1985 – 1988);
- директор к.п.н. Нэля Андреевна Морозова (1988 – 1992).

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (1992 -2015).

- ректор к.п.н. Нэля Андреевна Морозова (1992 – 1996);
- ректор д.т.н. Юрий Андреевич Савинков (1996 – 2001);
- ректор д.ф-м.н. Анатолий Сергеевич Антипов (2001 – 2009);
- ректор д.т.н. Юрий Андреевич Савинков (2009 – 2015).

Институт развития образования (с 2015г.).

- ректор д.т.н. Юрий Андреевич Савинков (2015 - 2020);
- ректор Александр Юрьевич Митрофанов (с 2020г.).